Мозаичная икона Иверской Пресвятой Богородицы (Вратарница)
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Кротовка Кинель-Черкасского района Самарской области.
2018 г.
БОЖЬЯ МАТЕРЬ ИВЕРСКАЯ (ВРАТАРНИЦА)
Техника — прямой набор (римская техника)
Материал — цветная и золотая смальта
Икону также называют «Вратарницей». По преданию, в IX веке монахи Иверского монастыря на Афоне поместили икону Божией Матери в своем главном соборе. Но наутро следующего дня она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали «Вратарницей», а от имени монастыря стали звать «Иверской».
В предании также говорится, что воин-иконоборец ударил копьем Афонскую Иверскую икону. Из поврежденного места потекла кровь. С тех пор во многих иконах Божия Матерь изображается с кровоточащей раной.
Чаще всего икону Иверской Божией Матери располагают над воротами обителей и над дверями храмов, в домах и квартирах, следуя тем же монастырским обычаям, — над дверью в прихожей.
Образ Иверской Богоматери, по которому выполнялся эскиз.
Эскиз иконы Иверской Богоматери.
Справа на фото – эскиз, слева – картон, нарисованный в натуральный размер, по нему в мастерской вёлся набор мозаики. Картон выполняется в чёрно-белом варианте, чтобы не «сбивать глаз» при выкладке разноцветной смальты.
Процесс создания мозаики в мастерской. Работа над фоном. Набор голубой и золотой смальты.
Лик. БОЖЬЯ МАТЕРЬ ИВЕРСКАЯ.
На этапе работы над ликом вместе с отцом Анатолием (со стороны Заказчика) было принято решение не изображать рану на щеке Богоматери.
Мозаичная икона Иверской Божией Матери в студии закончена и готова к транспортировке в Самару.
Фрагмент иконы из мозаики Иверской Божией Матери.
Фрагмент оклада из цветной и золотой смальты.
В мастерской. Икона разделена на части и аккуратно уложена в транспортировочные ящики.
Храм Успения Пресвятой Богородицы, село Кротовка.
На земле перед установкой проводим последние подготовительные работы. Ещё раз проверяем все размеры.
Вырезаем шаблон из картона для более точной «подгонки» и посадки иконы на своё место.
Работа кипит. Подручным способом на месте колем смальту, на время «арендовав» тиски и зубило у местного слесаря.
Шаблон приложили на место будущей иконы. После некоторых корректировок внизу можно начинать монтаж мозаики наверху.
Жара в Самарской области стоит страшная: +35°C в тени. На монтаж выходим в 5 утра «по холодку» и работаем до 12 дня. В обед из-за жары прекращаем монтаж, т.к. клей высыхает за 10 минут, превращаясь в бесполезную корку. Продолжаем после 16:00 и работаем до заката солнца, как мастера мозаики в Византии.
Остается закрепить несколько сегментов на место и приступить к завершающему этапу монтажа – заполнению технологических швов смальтой.
Процесс монтажа.
Все части собраны в одно целое, икона заняла своё законное место.
Мозаичная икона Иверской Божией Матери.
БОЖЬЯ МАТЕРЬ ИВЕРСКАЯ (ВРАТАРНИЦА).
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Кротовка Самарской области.